Сад

Сад

Сад представляет собой участок с культивируемыми растениями. В зависимости от назначения он может быть плодовым, ягодным или декоративным. Декоративный сад, в свою очередь, может быть либо моносадом (розарий, сиренгарий и т. д.), или сложным, состоящим из растений, принадлежащих к разным жизненным формам и семействам, или состоять из разных видов одного семейства. Типичным садом такого типа является вересковый. Это очень обширное семейство часть ботаников делит на два: вересковые и брусничные. Растения, принадлежащие к этому семейству – это в основном кустарники с красивыми цветками. Цветут весной, летом или осенью. Плоды представляют собой либо коробочку (эрика, вереск, андромеда, брукенталия и др.), либо ягоду (голубика, брусника, черника, клюква). Часть растений семейства вересковые листопадные, часть вечнозеленые. Общим у всех являются требования к условиям произрастания. Место посадки должно хорошо освещаться солнцем (в некоторых случаях возможна полутень). Почва должна иметь очень кислую реакцию (pH 3,5 — 4,5), а также хорошо пропускать воду и воздух. Желательна защита от ветра. Увлажнение и полив — умеренные. Вересковый сад может размещаться на берегу водоема, альпийской горке или просто в любом уголке сада или участке газона. Из высоких кустарников в вересковом саду высаживают рододендроны, голубику высокорослую, из низких: эрику, вереск, бруснику, клюкву, андромеду, брукенталию. При желании в композицию можно добавить хвойные (тую, можжевельник, кипарисовик), многолетники и другие растения. Рододендрон – листопадный или вечнозеленый, красивоцветущий кустарник высотой от 1,0 м до 3,0 м. Окраска цветков белая, желтая, оранжевая, красная, сиреневая и др., цветет в конце мая—июне.

Голубика высокорослая — листопадный кустарник высотой от 0,7 м до 2,5 м. Цветки белые, колокольчатые, длиной до 1 см. Ягода синяя, крупная, очень вкусная. Листья осенью ярко-красные. Эрика — вечнозеленый, низкий кустарник ковровой формы, высотой 15—25 см. Цветет весной — март—май. Окраска цветков белая, розовая, сиреневая, красная и т. д. Листья темно-зеленые или золотисто-желтые. Андромеда — вечнозеленый, низкий, густой кустарник высотой 25—40 см. Листья ланцетные, кожистые, зеленые с серебристо-голубым налетом. Цветки шаровидные, многочисленные. Окраска цветков белая, розовая, темно-розовая. Цветет в конце мая-июне. Брукенталия — вечнозеленый кустарник, напоминающий эрику. Куст высотой 15—20 см, шириной до 50 см. Цветки многочисленные, розовые. Заполняет промежуток в цветении растений из семейства вересковые, зацветая в конце июня—июле. Брусника — вечнозеленый, низкорослый кустарник высотой 15—30 см с бело-розовыми ягодами. Цветет и плодоносит дважды за сезон (цветение: май, июль; плодоношение: июль, сентябрь). Клюква крупноплодная — вечнозеленый стелющийся, почвопокровный кустарник с темно-красными, съедобными плодами. Цветет в июне. Цветки ярко-розовые. Ягоды созревают в сентябре. Листья меняют окраску: с мая по сентябрь — зеленые; с октября по апрель — бордовые.

Все перечисленные виды вересковых достаточно зимостойки и практически не требуют укрытия на зиму. Но можно расширить видовой состав верескового сада за счет растений этого семейства, обязательно требующих укрытия на зиму. Такими видами являются: гаультерия, кальмия, пиерис и другие. Интересным решением в оформлении верескового сада является применение пиленого торфа. Из торфяных кирпичей выкладывают бордюр, за которым и высаживают растения. Это с одной стороны создает интересный контраст, с другой — ограничивает пространство. Кроме того, торф — это природный материал, он длительное время не разрушается и не оказывает отрицательного влияния на окружающую среду.

Разновидности садов

Упомянем прежде всего монокультурные сады: с различными видами и сортами сирени (такой сад называется сирингарий), ирисов (иридарий), роз (розарий), георгинов (георгинарий), гладиолусов, лилий, хризантем, клематисов и флоксов. Подобные сады широко распространены среди цветоводов-почитателей той или иной культуры.

Они могут быть собраны и по форме произрастания: только из кустарников, луковичных, мелколуковичных, травянистых многолетников. С учетом сроков цветения формируют сад весеннего, летнего, осеннего или непрерывного цветения; еще один вариант — чисто утилитарный сад из лекарственных, овощных, пряных, плодово-ягодных растений.

Фанаты цветочных ароматов наверняка предпочтут только душистые растения: гиацинты, нарциссы, фиалки, ландыши, сирень, жасмин, каприфоль, флоксы, левкои, резеду, лилии, туберозу, матиолу, гисперис, розы, гвоздику, душистый табак и душистый горошек. Старозаветный, как принято говорить, сад имеет обязательный набор: примулу обыкновенную, нарциссы, пионы, флоксы, рудбекию «золотой шар», сирень и жасмин, каприфоль, мыльнянку, жемчужницу (ахилея), георгины, гладиолусы, маки, календулу, бархатцы, космею и, конечно, астры.

Редко, но встречается сад-памятник, посвященный поэту, писателю, художнику или растениям, упоминающимся в известных произведениях. Особое впечатление производит одноколерный сад с белыми или голубыми, желтыми или красными цветами. Подразумевается, что окраска цветов или листьев может несколько отличаться, и наяву присутствует вся возможная гамма цвета. Например, красный — это бледно-, темно-, светло-, кроваво-, рубиново-, вишнево-, кораллово-, оранжево-красный, алый, утренней зари и т. д.

Из предлагаемого перечня выбирайте любой вариант.

С розовыми цветами

Анемона, астильба, астра, бегония, василек, гвоздика, георгин, герань, гиацинт, гипсофила, гладиолус, душистый горошек, дельфиниум, дицентра, душистый табак, душица, ирис, камнеломка, клематис, космея, лаватера, лапчатка, лилейник, лилия, лобелия, лук, люпин, мак, мальва, маргаритка, наперстянка, пеларгония, петуния, пион, пиретрум, примула, седум, скабиоза, статица, тюльпан, флокс, циния, эригерон.

С фиолетовыми цветами

Анемона, астра, гвоздика, георгин, гладиолус, горошек, ирис, клематис, крокус, люпин, лук, примула, фиалка, флокс, эригерон.

С синими и голубыми цветами

Агератум, аквилегия, аконит, астра, барвинок, брунера, василек, вероника, виола, гиацинт, гладиолус, горечавка, дельфиниум, живучка, ипомея, ирис, клематис, колокольчик, лаванда, лен, лобелия, люпин, медуница, мускари, незабудка, печеночница, статица, сцилла, традесканция, тюльпан, фиалка, флокс, хоста, шалфей.

С белыми цветами

Аквилегия, алиссум, анемона, арабис, астильба, астра, бегония, безвременник, василек, вероника, виола, волжанка, галантус, гвоздика, георгины, герань, гиацинт, гипсофила, гладиолус, дельфиниум, душистый горошек, дицентра, иберис, ирис, камнеломка, клематис, колокольчик, космея, крокус, лаватера, ландыш, лапчатка, леатрис, левкой, лилейник, лилия, лобелия, лук, люпин, мальва, маргаритка, морозник, мыльнянка, наперстянка, нарцисс, пеларгония, пенстемон, петуния, пион, пиретрум, поповник, примула, пушкиния, седум, статица, табак душистый, традесканция, тюльпан, фиалка, флокс метельчатый и шиловидный, хризантема, цимицифуга, циния, ясколка.

С желтыми цветами

Адонис, аквилегия, анемона, арника, ахилея, бузульник, вербейник, виола, гайлардия, гелениум, гелихризум, георгин, гладиолус, гравилат, дороникум, зверобой, ирис, канна, кореопсис, крокус, купальница, лапчатка, лилейник, лилия, лук, люпин, лютик, мак, наперстянка, нарцисс, подсолнечник, примула, рудбекия, седум, солидаго, статица, тагетис, телекия, тюльпан, фритиллярия, хризантема, энотера.

С красными цветами

Аквилегия, амарант, антиринум, анютины глазки, астильба, астра китайская и новобельгийская, бальзамин, бегония клубневая, гвоздика, георгин, гиацинт, гладиолус, горец, гейхера, душистый горошек, ирис бородатый, канна индийская, лаваера, лапчатка, лилейник, лилия, лихнис, люпин, мак, мальва, маргаритка, монарда, наперстянка, пеларгония, пион, петуния, пиретрум, портулак, примула, сальвия, тюльпан, фасоль, флокс метельчатый, шиловидный и Друммонда, целозия, циния.

Какой сад выбрать?

Вопрос этот далеко не праздный, поскольку, кроме собственных предпочтений, хозяину нужно учесть архитектурное решение дома, материал, из которого он построен. Деревянный дом ассоциируется с деревенским стилем сада, где к месту плодовые и плодово-ягодные культуры, кустовидная сирень, садовый жасмин. К нему напрашиваются простой по характеру цветник из георгинов, гладиолусов и астр, забор из штакетника, деревянная скульптура, дорожки из спилов дерева. Калитка непременно в окружении зарослей сирени, ведущая к крыльцу дорожка обсажена пионами и флоксами.

Дом, облицованный кирпичом, подразумевает иной стиль. Сирень лучше выбрать не кустовидную, а штамбовую, добавить штамбовый махровый боярышник, колонно-, шаро- или конусовидные формы туи западной; миксбордер сделать правильной геометрической формы: круглой, овальной или прямоугольной, а границы цветника выполнить из бортового камня или качественного клинкерного кирпича.

Оштукатуренный дом хорошо сочетается с дорожками, мощенными бетонными плитами естественного цвета или с подкраской, гармонирующей с цветом стен или крыши дома. Конечно, если дом трехэтажный, то цвет кровли вряд ли будет играть решающее значение. Малые архитектурные формы должны сочетаться по стилю или контрастировать с домом. Хорошо, если возле дома растет большое дерево, видное издалека, — тополь или дуб пирамидальной формы, лиственница, орех серый, бархат амурский или липа крупнолистная. Оно будет не только украшать территорию, но и выгодно отличать ваш участок от других. Забор, если он не трехметровый кирпичный, не защитит дом от шума и не станет препятствием для грабителей и воров. Поэтому, чтобы хоть как-то закрыться от чужих глаз, посадите перед забором живую изгородь из нестриженых кустарников, даже если понадобится перенести забор на полметра в глубь участка. Для этих целей подойдут жимолость покрывальная, дерен белый, роза ругоза, барбарис обыкновенный.

При прозрачном заборе живая изгородь высаживается с внутренней стороны. Для нее подходят листопадные кустарники — сирень, жасмин, бересклет, традиционная акация желтая. Очень хороши хвойные — стриженая ель обыкновенная или колючая (голубая). Со временем ширина такой изгороди достигнет полутора метров. Более узкая изгородь получается из туи западной. В этом случае имеется альтернатива: стричь два раза в год тую западную (саженцы ее дешевые) или не стричь значительно более дорогую колонновидную форму туи западной.

К сожалению, у нас практически отсутствует западная практика, когда на новый участок первыми приходят профессиональные ландшафтные архитекторы, делают привязку дома и в соответствии с ней разрабатывают планировку будущего сада. Пока специалистам по ландшафту приходится работать на участках, где постройки уже возведены и планировка сделана. В результате окна спальни на втором этаже смотрят не на лес или зеленый луг, а на окна «любимого» соседа. Задача специалиста — «замаскировать» дом и участок от соседей, хотя двухэтажный коттедж не спасет в этом случае даже трехметровый забор. Его надо каким-то образом «нарастить» до пяти-шести метров, а желательно и выше.

Отличный, но достаточно дорогой вариант — пересадить зимой взрослые ели или пихты. Более реален классический прием — шпалерная посадка липы с интервалом 1,0—1,5 м. Над забором устанавливается вспомогательная конструкция — столбы (лучше металлические), к которым крепятся параллельные рейки с интервалом в 20—40 см. Затем у деревьев формируется при помощи стрижки плоская крона. Для этого с двух сторон, параллельных забору, ветки обрезаются, а с двух других направляются вдоль реек и подвязываются к ним мягкой бечевкой. Ветки, растущие в сторону забора и участка, ежегодно выстригаются. Раз в два-три года подвязка меняется, чтобы бечевка не врезалась в растущие в толщину ветки.

Для шпалерной посадки традиционно использовалась липа мелколистная. В наше экологически неблагополучное время липа в питомниках в большинстве своем больна, поэтому лучше посадить липу крупнолистную. Также неплохой вариант — тополь, подойдут все виды тополей. Для тополей конструкция из столбов и реек не понадобится.

Выбирая саженцы, учтите, что чем они выше и взрослее, тем дороже. Стоимость работ будет зависеть от размера кома земли, времени года и способа посадки.

Для невысокой шпалеры можно рекомендовать грушу уссурийскую, иргу канадскую, клен приречный или татарский. Часто рекомендуют боярышник, который вырастает до 4 м, но… Во-первых, благополучно переносят пересадку невысокие, до метра, саженцы. Сколько же надо ждать, пока они вырастут до четырех метров? Во-вторых, боярышник любим многочисленными вредителями, которые, полакомившись им, затем перекочуют на остальные насаждения. Лучше посадить лещину (фундук), которая легко переносит пересадку, быстро растет да к тому же имеет еще краснолистную форму. Плодоношение у нее такое же, как и у зеленолистной.

Эти рекомендации касались первого яруса изгороди, то есть деревьев и высокорослых кустарников. Однако и те, и другие со временем оголяются снизу. Правда, если высаживать их небольшими саженцами и регулярно не стричь, то этого не происходит, но высоты двух и более метров они достигают лишь через 10—15 лет.

Поэтому, когда живая изгородь состоит из деревьев, вторым рядом высаживаются кустарники — кулисы. Их желательно оставить свободно растущими, без стрижки, а в нескольких местах добавить группы кустарников—куртины придают изгороди живописность. Для кулис подбираются растения, различные по окраске цветов и форме куста: бузина канадская (формы золотистая и разрезнолистная), барбарис обыкновенный (форма пурпурнолистная), спиреи, жасмин садовый, гортензии, бересклет и обычный для наших садов рябинник рябинолистный. Не лишним будет добавить высокорослые многолетники — волжанку, цимицифугу, евпаториум пурпурный и девясил.

Длинную шпалеру из липы разнообразят вьющимися растениями (для их поддержки устанавливается рама с металлической сеткой). Для нашей климатической зоны выбор ограничен древогубцем и девичьим виноградом. При поливе и достаточном количестве удобрений трехметровый забор полностью увивается за два-три года.

Если вы хотите, чтобы парадная зона, пространство между домом и фронтальным забором, поражала воображение гостей, сделайте ее необычной, даже экстравагантной. Этого можно добиться, разместив, например, на фоне идеального газона сад скульптур или камней. Вместо скульптур подойдут большие керамические вазы и кувшины, а также предметы старины: телега, несколько колес от нее, фальшивый колодец.

Для сада камней подбираются интересные по форме, конфигурации и цвету экземпляры. Дополнением может быть и коллекция хвойных карликов, несколько стриженых штамбовых форм растений — акация желтая (форма плакучая или Лорберга), рябина обыкновенная (форма плакучая), миндаль трехлопастный, яблоня (форма зонтичная). Выигрышно смотрится коллекция форм барбариса Тунберга.

Не менее привлекателен перед фасадом дома и ковровый цветник. Классический цветник высаживается ежегодно из однолетников и комнатных растений на расстоянии 5 х 5 см. Это и хлопотно, и дорого. Проще и дешевле использовать почвопокровные многолетники и какой-нибудь инертный материал — мраморную или кирпичную крошку, керамзит, песок, гальку, щебень, дробленую кору. Выбранный рисунок переносится на подготовленный участок по шаблонам из картона, затем вкапывается ограждение отдельных элементов рисунка в виде полос железа, специальной пластиковой или резиновой ленты. Из растений рекомендуются различные виды седумов, камнеломок, живучек и молодил, фестуки голубой. Размеры рисунка и отдельных элементов ковра должны быть пропорциональны. Ковровый (партерный) цветник делается плоским, поэтому композиционно желательны какие-то зрительные вертикали. Обычно используются агавы, юкки или канны. Для цветников из многолетников ими могут служить крупные кусты хосты, из однолетников — кохия или декоративная капуста.

Планирование сада

Основная задача при планировании сада — объединить декоративную растительность в пространственном, художественном и колоритном отношении для создания зеленых насаждений и красочных композиционных ансамблей.

В ландшафтном дизайне предметом творчества являются декоративные растения в самых разнообразных формах: деревья, кустарники, цветущие и декоративно-лиственные травянистые растения, которые являются основными композиционными элементами.

Кроме того, должны учитываться:

  • особенности рельефа как пространственного элемента;
  • состав и особенности почвы как среды существования корневых систем и элементов питания для роста и развития декоративных растений;
  • камень и дерево как материал для архитектурных и садово-парковых элементов;
  • вода в спокойном и текущем состоянии;
  • воздух как элемент глубины перспективы.

Такое большое разнообразие композиционных элементов говорит о сложности проектирования и создания целостных в художественном отношении композиций.

Не стоит забывать, что основным строительным материалом при создании тех или иных ансамблей служат живые растения, которые в процессе роста и развития постоянно меняются. Именно поэтому только в руках вдумчивого человека они могут проявить все свои декоративные особенности и произвести максимальное эстетическое воздействие на зрителя. В большинстве же случаев, в неопытных руках, они многое теряют и часто становятся не только ненужными, но подчас и лишними.

Художественное оформление любых озеленяемых территорий обычно сводится к подбору декоративных растений по форме и колориту, к построению пространственной перспективы, к созданию игры света и тени с учетом особенностей сезонов и отдельных часов суток, а также к участию основных мотивов и архитектурных форм в пространственном, объемном и колоритном оформлении садовых пространств.

Любой человек, имеющий участок земли и желающий сделать его уютным и красивым, непроизвольно становится ландшафтным дизайнером. Вот почему ему, имеющему дело с живыми растениями, необходимы не только глубокие знания биологических и декоративных особенностей используемых растений, но и знание особенностей тех или иных композиционных решений, используемых при создании зеленых насаждений. Для того чтобы профессионально спланировать посадки, правильно и красиво разместить декоративные растения, необходим некоторый минимум профессиональных знаний.

Определяющие факторы при планировании сада — почва, климат, окружающая среда. Чем больше они будут приняты во внимание, тем гармоничнее впишется сад в имеющийся ландшафт. Природные условия также оказывают важную роль при выборе растений для озеленения. Необходимо оценить финансовые возможности, с учетом содержания вновь созданного ландшафта в дальнейшем.

Приступая к планированию, необходимо хорошо представлять, где будут располагаться отдельные элементы композиции, определиться в выборе материалов и растений. Еще одно условие правильной планировки участка — его ориентация. Необходимо знать, как освещается участок в течение дня и в разное время года; как передвигаются вслед за солнцем тени от построек и деревьев. Эти знания помогут правильно выбрать место для строительства дома и территорию для отдыха и позволят правильно разместить цветники, декоративные и плодовые культуры.

Когда на вашем участке уже стоит дом, проложены основные коммуникации, возникает необходимость благоустроить территорию. С чего начать?

Сперва, определиться со своими запросами, пожеланиями членов семьи и рассмотреть свои финансовые возможности. Затем пожелания должны быть сопоставлены с особенностями вашего участка. И только потом можно приступить к созданию генерального плана.

Генеральный план — это тщательно продуманный план, выполненный в цвете в электронном виде или вручную на бумаге. На нем обязательно должны быть изображены границы участка, проектируемые растения, дорожки, площадки, все существующие насаждения, все строения и архитектурные сооружения, цветники. На полях выносятся экспликация, условные обозначения, указывается масштаб и стороны света. На основании генерального плана выполняются и остальные чертежи.

Высокохудожественные садовые пространства обычно украшают при помощи декоративной растительности и садово-парковых элементов, создавая оригинальные виды, получаемые за счет переднего, среднего и дальнего планов садового пространства, наблюдаемых с определенных точек. А умелым подбором растений можно создать перспективы, оптически удлиняющие или укорачивающие садовое пространство. Оптическое удлинение используется на небольших территориях, а оптическое укорачивание — на больших озеленяемых участках.

Передний план обычно дает начало перспективе, подчеркивается аллеей, террасой, беседкой, обзорной площадкой, одиночными деревьями или различными группами.

Средний план оформляется главным образом опушкой массивов, древесными группами или одиночными деревьями.

Дальний план оформляется подчеркнутым объектом, пейзажной группой или опушкой массива с вертикально выделяющимся силуэтом.

Рамка (обрамление) создается обычно при переднем и среднем плане. Она нужна для подчеркивания, ограничения или выделения самого существенного в садовом пейзаже, декоративном виде или картине.

Перед тем, как приступать к разработке проекта, необходимо решить, в каком стиле будет выполнено целостное решение дизайна участка. Очень важно заранее спланировать свой участок. Зная, где будут расположены дорожки, ступени, дворики-патио, можно сберечь время и деньги. Подберите варианты планировки, прикиньте их стоимость и лишь затем принимайте решение.

Вариантов ландшафтного дизайна может быть много, и зависят они от различных факторов. Характер местности, традиции региона, вкусы, дизайнерские способности и финансовые возможности владельца играют в этих вопросах главенствующую роль. Нет и не может быть идеального сада, да и двух похожих друг на друга индивидуальных садов не должно быть. От этого жизнь стала бы намного скучнее. Поэтому и появилось такое понятие, как ландшафтный дизайн, прочно вошедшее в наш лексикон. К сожалению, далеко не все понимают серьезность и значимость этого вопроса, занимающего заметное место в современной культуре многих стран мира. Усиленно развиваясь, учитывая аспекты культуры отдельных наций и народов, ландшафтный дизайн приобретает определенную тенденцию интернациональной направленности.

Восточный стиль сада

В садах Востока, в первую очередь, проявляется религиозное и философское восприятие мира. В соответствии с господствовавшей в той или иной стране религией, создавались строгие каноны планировки садов, которые были неизменны столетиями. В садах на ограниченном участке пространства создавалась модель мира. Глубокий символизм, характерный для садов Востока, являлся способом передачи знаний от поколения к поколению.

Мусульманские сады располагают к неге и томлению — тихо журчащие фонтаны, легкие струи воды, искрящиеся на солнце, благоухающие цветы, поющие птицы в золотых клетках, прекрасные наложницы, собранные со всех краев света… Человек, попадая в такой сад, чувствует себя как в раю. Сады в мусульманских странах, действительно, ассоциировались с раем. И несмотря на все их разнообразие, устройство садов строго регламентировалось законами ислама.

Основу мусульманского сада, как правило, составляет так называемый «чор-багх» (в переводе на русский «четыре сада»). План формируется из одного или нескольких квадратов. Больший квадрат делится на четыре меньших. Строгая геометричность планировки подчеркивается с помощью дорожек, растений и канальцев с водой. В центрах квадратов часто стоят небольшие фонтаны или бассейны, облицованные мрамором, разноцветными керамическими плитками и стеклом, которые являются главным украшением всего сада. Ислам наделяет воду особой, священной ролью. Вода — источник жизни, она питает жизнь и дает очищение. Вода у мусульман символизирует рай, и без нее немыслим райский сад.

Такая форма сада, видимо, является отражением легенды о райском саде, из которого в четырех направлениях вытекают четыре реки. Таким образом, сад оказывается разделенным на четыре части. Возможно также, что прообразом такой планировки мусульманских садов стала древнейшая святыня, расположенная в Мекке. Она представляет собой черный камень, встроенный в стену здания кубической формы. Это здание считалось «божьим домом», и в нем еще до возникновения ислама поклонялись Аллаху. Таким образом, квадраты мусульманского сада должны были символизировать присутствие Аллаха и его благословение.

Наиболее законченно и полно идея райского сада — «чор-багх» — воплотилась в гробницах времен династии Великих Моголов.

Японские сады

Это уголок естественной природы, выполненный в миниатюре. Даже совсем маленькие пейзажные композиции связаны с серьезными размышлениями над миром природы. Основные признаки такого сада — обязательное присутствие камней и гальки, мхов и невысоких растений с учетом периода их роста и цветения, асимметрия композиции. Для имитации природных объектов используют различные материалы: к примеру, большой камень изображает гору, маленькие камни — водопад, гравий или галька — море… При создании японских садов практически не применяются строгие линии, а преобладающими цветами являются зеленый, серый и коричневый. Открытые пространства — неотъемлемая черта японского сада.

Каждый камень подбирается по форме, фактуре, цвету, при этом очень важно, чтобы они не лежали каждый в отдельности, а органично вписывались бы в ландшафт, тем самым создавая иллюзию, что поверхность, на которой лежат камни — это лишь малая часть того, что спрятано внутри. По своей природе камни чаще всего имеют вулканическое происхождение (так как Япония — цепь вулканогенных островов) — андезит, гранит, хлорит и базальт, используется также туф. Композиция составляется чаще всего из нечетного числа камней: семь, пять, три.

Они устанавливаются на поверхности или их частично зарывают в землю, иногда наклонно, под углом к поверхности земли. Каменные тропинки — неотъемлемый элемент японского сада, при этом их укладывают так, чтобы длинная ось камня была направлена перпендикулярно по направлению тропинки, а неровную сторону зарывают в землю.

Если камни в японском саду символизируют горные земли Японии и мужскую силу Ян, то вода олицетворяет ее быстрые реки и тихие озера, является символом отрицательной, темной, мягкой, женской силы Инь. Их вечное противостояние и неразрывное единство, согласно древнему космогоническому дуализму, является основой существования мира.

В японском саду вода может быть представлена в виде горного озера, окруженного высокими скалами и вечнозелеными кустарниками, или озером, окруженным травяной растительностью в сельской местности. А может, это будет журчащий ручей, извилистый ленивый поток или окруженный камнями водоем, питающийся ключом. А водопад был всегда одной из любимейших деталей сада, место для него выбиралось обычно вдали от дома, но так, чтобы был слышен шум воды, а в лунную ночь были видны отблески струй…

Традиционный элемент японского сада — тсукубаи, представляющий собой каменную чашу с водой в виде бочки (высотой 20— 30 см), в которой традиционно мыли руки во время чайной церемонии. Обычно тсукубаи располагают на низкой небольшой ровной площадке перед каменной стеной, живой изгородью или в центре сада, около него устанавливают каменный фонарь

Кельтский сад

Главными героями такого сада являются деревья. Вы можете с удивлением обнаружить, что деревья, считавшиеся священными у друидов (береза, рябина, дуб, ясень, орех, яблоня), повсеместно распространены в Подмосковье.

Поэтому можно смело утверждать, что потенциально основа кельтского сада заложена чуть ли не на каждом втором участке. При создании кельтского сада нужна особая деликатность, так как вмешательство человека должно быть практически неощутимым. Вы только подсаживаете некоторые древесные породы — деревья и кустарники, чтобы сформировать дополнительный ярус растительности или подчеркнуть те или иные достоинства природного пейзажа. Под деревьями можно разместить небольшие теневые цветники, но не увлекайтесь, все же основная цветовая доминанта этого сада — цвет зелени. Поддерживайте в таком саду атмосферу таинственности: этому будет способствовать некая нарочитая запущенность посадок, неубранная листва под ногами, гасящая звуки шагов.

Помимо культа деревьев древние кельты оставили в наследство потомкам мегалиты (загадочные сооружения из неотесанных каменных глыб) — самые древние памятники ландшафтной архитектуры. Так что можете смело использовать в саду валуны, создавая из них разнообразные композиции. Малые архитектурные формы — статуэтки, контейнеры для цветов — могут изображать диких животных или иметь растительный орнамент.

Особенности английского сада. Терраса

Терраса — это элемент, где поднятая площадка вымощенной или посыпаемой гравием секции обозревает перспективу. Поднятая терраса держит дом сухим и обеспечивает переход между твердыми материалами архитектуры и более мягкими сада.

Так как площадка на уровне расценивается как необходимая для комфорта и отдыха, терраса, как поднятая платформа, рано появилась в персидской традиции садоводства, где закрытый сад, или «рай», должны были осматриваться относительно церемониальной палатки. Такая терраса брала свое происхождение в старшей сельскохозяйственной практике террасирования наклонного участка. Висящие Сады Вавилона, должно быть, были основаны на искусственной горе со ступенчатыми террасами, как и на зиггурате. Лукуллус вернул в Рим личный опыт персидского садоводства на холмистых участках Малой Азии. Сады виллы Мецената, которые включали библиотеки, открытые для ученых, подвергались презрению Сенеки. В Праенесте в течение раннего Имперского периода санктуарий Фортуны был увеличен и тщательно отделан, естественный наклон сформировался в ряд террас, соединенных лестницей.

Роща

В английском саду роща (с итал. bosco — «роща, лес») — это формальная плантация деревьев, по крайней мере пяти идентичных разновидностей, высаженных в шахматном порядке или выращиваемых в строгой последовательности относительно рядов так, чтобы стволы выстроились в линию. Символический относительно расположения в гуманизированном и смягченном Ренессансе и ландшафте Барокко, роща является аналогом аккуратного фигурного сада, красота которого была тесно связана с садоводством самых ранних персидских садов Achaemenids.

Рощи традиционно проложены с гравием, эта особенность предшествует изобретению газонокосилки, им также требуется обработка торфом под деревьями. Тень соединенных рощ, обрамляющих партер, предоставляет и защиту от солнечного яркого света, и удовольствие осмотра освещенного солнцем места от тени, другое изобретение Ахеменида.

Цветочные страсти

У каждого народа есть свои любимые цветы, которые можно встретить буквально в любом саду. Для англичан это, несомненно, примулы, нарциссы и розы.

Говорят, что где бы не обосновался англичанин, он обязательно старается посадить рядом с домом милые его сердцу примулы, навевающие воспоминания о родине. Не менее любимы в Англии и нарциссы, считающиеся символом Уэльса. Трудно себе представить, чтобы флегматичные и уравновешенные англичане могли так же сильно увлечься цветами, как это произошло с голландцами во время знаменитой «тюльпановой лихорадки». И однако Англия пережила свою «цветочную лихорадку», правда, не «тюльпановую», а «нарциссовую». В XIX веке вся страна была захвачена выведением новых сортов нарциссов, продававшихся по бешеным ценам. Торгуя луковицам нарциссов, ловкие люди сумели составить себе достаточно значительные состояния.

Не менее восторженно занимались англичане и разведением роз. В память о Войне Алой и Белой розы английские садовода вывели особый красно-белый сорт розы, символизирующий национальное примирение. Его белоснежные лепестки покрыты красными пятнышками, словно капельками крови, напоминающими о дорогой цене, которую пришлось заплатить за национальное согласие. Однако символом Англии, как и много веков назад, по-прежнему остается красная роза: ведь, как известно, англичане превыше всего ценят традиции.

Фигурная стрижка кустов

Фигурная стрижка кустов — это искусство создания скульптур, используя подрезанные деревья, кусты и полукусты. Слово «topiary» (фигурная подрезка) происходит от латинского слова для декоративного садового пейзажа – «topiaries», создатель «topia» или «мест». Греческое слово, которое римляне применяли также для фантастических закрытых пейзажей, выполненных в виде фресок. Без сомнения использование греческого слова означает происхождение искусства в Эллинистическом мире, который был под влиянием Персии. Ни для Классической Греции, ни для Республиканского Рима не сложно было развить любую сложную традицию искусственных парков отдыха.

Растения, используемые для фигурной стрижки вечнозелены, имеют маленькие листья или иглы, производят плотную листву, и имеют компактную и/или колоночную (например конусообразную) особенность роста. Распространенные растения, используемые в фигурной стрижке кустов, включают культурные сорта самшита (Buxus sempervirens), туи (Thuja spp.), лавра благородного (Laurus nobilis), падуба (Ilex spp.), мирта (разновидности Eugenia или Myrtus), тисы (разновидность Taxus) и бирючины (разновидности Ligustrum.). Клетки профильной проволок иногда используются в современной фигурной стрижке кустов, чтобы делать новые неизвестные стрижки, но традиционная фигурная стрижка кустов зависит от терпения и устойчивой руки. Плющ с маленькими листьями может использоваться, для покрытия клетки и придания кустами вида фигурной стрижки через несколько месяцев.

Сад трав

Посаженные в Вашем саду травы придадут его облику особый вид и аромат. Вы можете высадить травы, среди цветов или создать небольшой сад запахов. Вам понравится выращивать травы, потому что они очень неприхотливы, требуют совсем немного ухода и места. Травы могут стать Вашим увлечением на долгие годы.

Выбор места для посадки. Для цветущих трав необходимы те же условия, которые Вы создаете в саду для цветов. Обычно травы легко мирятся с частичным затемнением, однако желательно, чтобы солнечные лучи освещали сад не менее 4—6 часов в день. Большинство трав могут приспосабливаться и хорошо расти на различных видах почв, за исключением слишком переувлажненных или, наоборот, слишком засушливых мест. Для таких трав, как шалфей, полынь, розмарин необходимы хорошо дренированные, но умеренно увлажненные почвы.

Если почвы в саду плохо дренированы, Вы можете исправить ситуацию, слегка приподняв места посадки над общим уровнем земли. Для повышения плодородности почвы перед посадкой внесите в грунт компост и тщательно перемешайте его с землей. В целом травы лучше растут на бедных или среднеплодородных почвах, поэтому нет необходимости добавлять минеральные удобрения. На слишком плодородных почвах травы образуют большое количество листвы и хуже цветут.

Как определить размеры для сада трав? Размер Вашего сада трав определяется, в первую очередь, количеством трав, которые Вам необходимы и которые Вы хотите выращивать. Хорошей идеей будет добавить рядом с травами многолетние и однолетние цветы.

Крупномеры

Крупномер — это взрослое растение высотой от 2 м до 14 м, хорошо используется для создания неповторимых ландшафтов. Одним из наиболее важных качеств крупномеров является то, что с их помощью можно получить готовый сад сразу из взрослых деревьев тем самым преобразить участок за короткое время. Так же крупномеры широко используются при создании аллей и живых изгородей. Посадка крупномеров нашими специалистами осуществляется на протяжении всего года. При посадке деревьев мы выполняем все технологические и агротехнические мероприятия, необходимые для этого. К наиболее распространенным видам растений относятся следующие:

Хвойные:

кедр, ель, туя, пихта, сосна, тис, тсуга, лиственница, можжевельнике;

лиственные:

береза бородавчатая, боярышник, бузина, бук, вяз, дуб, жимолость, ива, ирга, калина, клен, липа, орех, рябина, сирень, черемуха, ясень.

Растение — живой организм, поэтому при его пересадке необходимо обязательно соблюдать все технологические и агротехнические мероприятия, в противном случае это может привести к неблагоприятным последствиям.

Мир крупномеров

Древние кельты верили, что люди были сотворены богами из деревьев. Друиды (жрецы) даже составили гороскоп, по которому каждый человек был связан с тем или иным деревом. Сейчас это звучит, как милая старая сказка. Посадите в саду свое дерево, вы получите прекрасный талисман. В день рождения украшайте его бантами и лентами, что может стать доброй семейной традицией.

Чтобы спроектировать сад своей мечты лучше обратиться к специалистам. Они помогут подобрать ассортимент растений для вашего участка. Зима — хорошее время для ландшафтного проектирования. Если вы сделаете проект зимой, то весной будете уже хорошо подготовлены к посадочному сезону.

Не покупайте посадочный материал, не имея информации о его зимостойкости. К большому сожалению, сейчас в садовых центрах продается много видов и форм растений, которые не подходят для нашего сурового климата. Это происходит, видимо, из-за недобросовестности и непрофессионализма поставщиков и продавцов растений. К растениям нельзя относиться так же, как к другому товару, ведь они живые.

Есть два пути озеленения. Первый — высаживать маленькие саженцы и ждать, когда они вырастут. Процесс наблюдения за ростом и развитием растений — увлекательное занятие, но он затягивается на десятилетия. Очень часто люди не хотят ждать так долго. Второй путь — сажать сразу большие растения, крупномеры. Еще несколько лет назад для нас было фантастикой — как по мановению волшебной палочки за один день на участке вырастают пяти-, семи-, десятиметровые деревья! А сейчас это возможно, и пределы желаний могут ограничиваться разве что финансовыми возможностями.